Каждому человеку хотелось бы слышать в свой адрес только приятные и положительные комментарии. Однако в реальности такое случается редко, и часто в свой адрес приходится выслушивать критику.
Замечания могут сделать везде и по любому поводу: коллеги на работе, учитель в школе, родители дома. Для людей, не умеющих правильно воспринимать критику, это становится огромной проблемой. Как правильно реагировать на критику, чтобы сохранить себе нервы и не переживать попусту?
Как реагировать на справедливую критику
Справедливая критика – это большая ценность в любом деле. Благодаря нужным замечаниям со стороны люди растут и самосовершенствуются. Чтобы вынести пользу из справедливой критики, реакции должны быть следующими:
- Человек должен вежливо поблагодарить критика за ценное замечание. Не нужно многочисленных извинений и обвинений в свою сторону. Необходимо сохранять спокойствие и держаться достойно, но без высокомерия.
- Если человек не совсем понял, на что направлены замечания критика, то нужно задать соответствующие вопросы своему собеседнику. Конструктивный разговор поможет найти, исправить и в будущем не допускать подобных ошибок в деле.
Пример разговора со справедливой критикой:
Человек А: В тексте полно ошибок! Вы совершенно не перечитывали его. Также работа не соответствует техническому заданию.
Человек Б: Уточните, пожалуйста, что именно в работе не соответствует заданию. Все делал по заданному вами плану.
Человек А: Оформление не соответствует написанному в техническом задании.
Человек Б: Хорошо, оформление и ошибки в тексте исправлю. Есть еще какие-либо недочеты в работе?
Человек А: Других ошибок в тексте не нашел. Исправьте то, что указал выше.
Человек Б: Спасибо за замечание, в течение дня исправлю работу и пришлю вам.
Пояснение: человек А поверхностно указал на ошибки, поэтому, чтобы вынести для себя пользу, человек Б уточнил, какие именно ошибки он допустил, и есть ли еще недочеты в его работе.
Как реагировать на несправедливую критику
Однако не всегда критика бывает полезной и справедливой. Очень часто люди любят придираться друг к другу без всякой причины. Тогда возможны другие варианты реакций на подобные ситуации:
- Нужно не поддаваться чувствам обиды и несправедливости, а слушать только свой разум. Нужно уточнить у критика, какие именно ошибки были допущены в данной работе;
- Еще одним вариантом является игнорирование такой критики, ведь никакой пользы она в себе не несет;
- Отреагировать на критику с юмором. Отличный вариант для тех, кто не может просто уйти от разговора.
Пример разговора с несправедливой критикой:
Человек А: Работа просто ужасна! И над этим вы работали неделю?
Человек Б: Могу я вас попросить указать на конкретные недочеты в работе.
Человек А: Да вся работа сплошной недочет!
Человек Б: Посмотрите, пожалуйста, устраивает ли вас цветовое решение и дизайн работы? Может у вас есть какие-то пожелания и что-то нужно исправить?
Человек А: Все исправить надо!
Человек Б: Может нужно подправить макеты?
Человек А: Нет, не надо.
Человек Б: Может вас не устраивает оформление? Что я могу в нем изменить?
Человек А: Оставьте все так, как есть.
Пояснение: Человеку А не понравилась работа Человека Б, однако он не может указать на конкретные ошибки, а это означает, что данную критику можно считать несправедливой.
Как и в любом деле, чтобы правильно реагировать и принимать критику, нужно много практиковаться. Нужно больше слушать других, прислушиваться к своим мыслям и анализировать свои слова. Конечно, чтобы побороть себя и свои установки, уйдет много времени, но это того стоит. Тогда даже самый едкий критик станет помощником на пути к самосовершенствованию.
многие не любят критики и реагируют на нее довольно таки бурно,воспринимая ее как оскорбление в свой адрес. но ведь ты можешь не замечать своих ошибок и продолжать их совершать,поэтому мой вам совет анализируйте и адекватно воспринимайте критику делая выводы.
В отношении хоть справедливой, хоть несправедливо критики важно одно и то же. Это умение выйти из разговора с минимальными потерями, а лучше с приобретениями. И еще один важный момент. Личность и должность того, кто критикует. Если начальник, то это одна ситуация. А если коллега по служебном кабинету, то тут совсем другой разговор может быть.
Я раньше, в подростковом возрасте, критику не переносил на дух. Так было, пока я не познакомился с трудами Дейла Карнеги. Но окончательно я смог адекватно относиться к критике, придя к христианству).